Принцип работы
Своей многофункциональностью экскаватор-погрузчик обязан наличию вместительного ковша и его маневренности. Это основной рабочий орган машины, который, в свою очередь, может быть экскаваторным или челюстным. Первый применяют на практике как передний отвал и погрузочный ковш, а второй выполняет не только эти две функции, но и используется в качестве подъемника, захвата и скрепера.
Возможности экскаватора-погрузчика можно значительно расширить за счет установки навесного оборудования. Это различного объема и формы ковши, буровые установки, гидромолоты, вилы для поддонов, подметальные щетки, грейферные захваты, снегоуборочные отвалы. В современных строительно-дорожных машинах дополнительно используются телематические системы, которые в режиме реального времени передают информацию о текущих технических характеристиках и местоположении техники.
Виды экскаваторов-погрузчиков
На рынке представлены два основных типа этих машин: колесные и гусеничные. Они отличаются способом передвижения и областью применения.
Колесный экскаватор-погрузчик. Надежные и высокопроизводительные машины, отличаются высокой маневренностью и скоростью. Оптимальны для движения на относительно однородном рельефе и плотном основании. Не создают критичную нагрузку на асфальтовое покрытие во время перемещения по шоссе.
Гусеничный экскаватор-погрузчик. Мощная техника с отличной производительностью. Хорошо зарекомендовала себя в работе на зыбких грунтах и в лесополосе. В зависимости от грузоподъемности экскаваторы-погрузчики могут быть:
- легкими (до 2 тонн). Подходят для выполнения работ на ограниченном пространстве;
- средними (2-4 тонны). Рекомендованы для широкого круга работ: рытья котлованов, прокладки траншей, подготовки стройплощадок, уборки;
- тяжелыми (4-10 тонн). Используются там же, где и средние, но для увеличенных объемов работ;
- большегрузными (более 10 тонн). Применяются на карьерах и крупных строительных площадках.
Технические параметры экскаватора-погрузчика напрямую влияют на его производительность и определяют те условия работы, под которые он максимально адаптирован. К основным характеристикам относят:
- мощность (в среднем 40-90 кВт);
- тип привода (полный, задний или передний);
- количество основного оборудования (одно- или многоковшовый);
- способ управления (рычаг или джойстик);
- тип разгрузки (фронтальная, задняя или боковая);
- параметры ковша (экскаваторный, погрузочный, с грейферными челюстями или иной);
- тип рамы (жесткая, сочлененная или в мини-формате);
- наличие системы Ride Control и коробки Powershift;
- эргономика кабины оператора (панорамные стекла, расположение сиденья и органов управления);
- дополнительное оснащение (вилочное оборудование, захваты и другое).